Организация аттестации педагогических работников в учреждении образования

Аттестационная комиссия для проведения аттестации педагогических работников в 2023/2024 учебном году

Председатель: Воронович Евгения Сергеевна, директор школы, высшая квалификационная категория, представитель администрации;

Заместитель председателя: Курбан Маргарита Александровна, учитель математики высшей квалификационной категории;

Секретарь: Колос Надежда Андреевна, заместитель директора по учебной работе, высшая квалификационная категория;

Члены комиссии:
Павел Людмила Михайловна, учитель истории высшей квалификационной категории,
Черноокая Тамара Андреевна, учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории,
Голуб Татьяна Алексеевна, заместитель директора по учебной работе, первая квалификационная категория;
Сташелевская Виктория Эдуардовна, учитель начальных классов, учитель-методист;
Оленева Елена Даниловна, заместитель директора по учебной работе, высшая квалификационная категория,
Сернова Ирина Вячеславовна, заместитель директора по воспитательной работе, первая квалификационная категория,
Бобр Ирина Георгиевна, учитель английского языка, высшая квалификационная категория,
Кондратович Анна Александровна, учитель истории, высшая квалификационная категория, представитель профсоюзного комитета,
Домашкевич Инна Петровна, учитель физической культуры и здоровья, высшая квалификационная категория,
Фоменко Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Основание

Категория, на которую  претендует аттестуемый

Образец

п.18 Инструкции

1

соответствие полученного образования квалификационным требованиям (наименование учебного заведения, год его окончания, специальность и квалификация по диплому)

все категории

высшее; ГУО «Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины»; 2011; филолог, преподаватель; учитель русского языка и литературы

2

усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации (название программы, время прохождения, № свидетельства)

все категории

ГОИРО, «Совершенствование профессионально-личностной компетенции педагога как условие повышения эффективности образовательного процесса», 11.05 -15.05.2015, №2363728

3

наличие стажа работы (кроме случаев, предусмотренных пунктами 20 и 20′ Инструкции)

вторая

стаж работы в должности учителя русского языка и литературы два года

первая, высшая,

«учитель-методист»

вторая квалификационная категория в должности учителя присвоена  29.10.2013, приказ №124-к

п. 19 Инструкции

4

с учётом стажа работы на должности, по которой педагог проходит аттестацию

все категории

п.18, ч.1 п.19 Инструкции

мастера производственного обучения (см. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», с. 36-37)

все категории

п.18, ч.2 п.19 Инструкции

при наличии диплом с отличием, диплома магистра или диплома исследователя

вторая

п.18, ч.3 п.19 Инструкции

при переходе с должности профессорско-преподавательского состава

вторая

п.18, ч.4 п.19 Инструкции

первая

п.18, ч.5 п.19 Инструкции

лица, которым присуждена учёная степень и (или) присвоено учёное звание

первая, высшая

п.18, ч.6 п.19 Инструкции

п.20, 20′, 30 Инструкции

 

 

 

без учёта стажа работы на должности, по которой педагог проходит аттестацию (присвоение той же квалификационной категории в другой должности)

все категории

п.18, п.20 Инструкции

без учёта присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы на должности, по которой педагог проходит аттестацию (в исключительных случаях, по ходатайству руководителя УО)

первая

п.18, п.20′ Инструкции;

согласие начальника управления образования областного исполнительного комитета

высшая

п.18, п.20′ Инструкции;

согласие Министра образования Республики Беларусь

при наличии условий для освобождения от сдачи квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории

высшая

п.18, п.30 Инструкции

Примечания:

  1. Заявление в аттестационную комиссию УО  пишется от руки.

  2. Заявление на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» подаётся в аттестационную комиссию отдела, управления (п.15 Инструкции).

Включает в себя проведение собрания коллектива педагогических работников учреждения образования для выборов аттестационной комиссии в соответствии с требованиями и сроками, которые устанавливает Инструкция (пп. 11–15 Инструкции). Принятые решения оформляются протоколом заседания. В состав аттестационной комиссии избирается не менее пяти человек (педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист»), а также входят руководитель организации системы образования или, по его решению, другое уполномоченное лицо и представитель профсоюзного комитета. До проведения процедуры тайного голосования из числа членов коллектива педагогических работников избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек (в составе председателя и членов комиссии), которая организует тайное голосование, осуществляет подсчет голосов и оформление протокола счетной комиссии по итогам избрания аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия избирает из числа членов комиссии председателя, заместителя председателя, секретаря. Состав аттестационной комиссии учреждения образования утверждается приказом руководителя учреждения до 1 октября текущего учебного года и доводится до сведения педагогических работников. Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты подписания приказа о еѐ создании.

Данный этап включает: — прием заявлений от желающих пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который подает заявление в соответствующую аттестационную комиссию.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории являются (п. 18 Инструкции):

соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Данное требование учитывается во всех случаях допуска (отказа в допуске) педагогического работника к аттестации и определяется по диплому об образовании. В целях уточнения уровня профессионального образования и наличия специального образования соответствие полученного образования квалификационным требованиям может устанавливаться на основании ОКРБ. В случае, если данная специальность отсутствует в ОКРБ, для уточнения информации необходимо обращаться в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.bsu.by). Пунктом 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, (далее – Общие положения), определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования»; − наличие стажа работы в соответствии с требованиями Инструкции (части первая, вторая и шестая п. 19 Инструкции). Данное требование не учитывается в случаях, которые предусмотрены частью третьей– пятой, седьмой п. 19, пп. 20, 20-1 Инструкции.

Стаж работы по занимаемой должности и сроки получения предыдущей категории определяются по трудовой книжке (выписке из приказа). Претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением являются лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, среднем специальном образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователяпервой, высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист»- три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.

Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, которая предусмотрена Положением о повышении квалификации. В данном случае необходим документ, подтверждающий прохождение повышения квалификации. Переподготовка, стажировка, получение образования в очной и заочной форме не относится к освоению содержания образовательной программы повышения квалификации. На основании Инструкции (п. 19, часть 7) педагогические работники, которым квалификационная категории присвоена в зарубежных странах, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию. При этом необходимо установить соответствие образования квалификационным требованиям. Документы об образовании должны быть признаны в Республике Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 981 «Об утверждении Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств». Для допуска к аттестации необходимо так же пройти повышение квалификации в установленные сроки. При аттестации на присвоение высшей квалификационной категории данные педагоги должны сдавать квалификационный экзамен. Педагогические работники, занятые в должности на условиях совместительства, могут проходить аттестацию в установленном порядке (часть третья п. 20 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 30.06.2014).

В случае положительного решения о допуске к аттестации, руководителем организации системы образования издается приказ, которым определяются: сроки проведения аттестации; списки педагогических работников, которые допущены к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят обязательную аттестацию на подтверждение квалификационной категории; график аттестации.

 График аттестации согласовывается с профсоюзным комитетом учреждения образования. С приказом педагогические работники должны быть ознакомлены в течение трѐх рабочих дней со дня его издания.

Аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования в случаях, предусмотренных п. 5 Инструкции. 15 Руководитель организации вносит на рассмотрение педагогического совета (совета учреждения образования) вопрос о подтверждении квалификационной категории работника. В случае согласия педагогического совета (совета учреждения образования) с предложением о проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории в отношении педагогического работника информация о данном решении (выписка из протокола) передается руководителю учреждения образования. За подписью руководителя учреждения образования издается приказ об обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории.

На основании приказа руководителя учреждения образования, за его подписью выдается направление на сдачу квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории. Направление высылается в учреждение, в котором создана квалификационная комиссия по данному направлению педагогической деятельности (Приложение к Инструкции). В направлении обязательно должна быть указана электронная почта учреждения образования.

Для педагогических работников, которые претендуют на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме вышеперечисленных требований предъявляются дополнительные, а именно: наличие авторской методики преподавания учебного предмета либо личного опыта, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и используется другими учителями учреждений общего среднего образования; публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий обучения и воспитания, использования эффективных форм, методов и средств обучения; опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения. Решение о допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» принимает аттестационная комиссия управления (отдела) по образованию (образования), спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

Составляющей частью третьего этапа аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» является квалификационный экзамен. От сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, в соответствии с п. 30 Инструкции, освобождаются некоторые педагогические работники. Особое внимание следует обратить на соблюдение подпункта 30.5 пункта 30. Инструкции (в части «педагогических работников, которые за последние пять лет … подготовили победителей (гран-при … дипломы I, II, III степени) и (или) призеров международных и республиканских фестивалей, конкурсов…, других художественно-творческих соревнований» и т. д. по тексту). Обязательным требованием является наличие официального Положения (приказа или иного удостоверяющего документа) о проведении конкурса, фестиваля, выставки и других мероприятий. Данные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Например: аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию без квалификационного экзамена, в соответствии с подпунктом 30.6 пункта 30, может осуществляться только в случае, если в положении о проведении конкурса указано, что это конкурс учителей или научно-педагогических работников, но не конкурс методических разработок, конкурс разработок уроков и т. д. Также квалификационный экзамен не сдают педагогические работники, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории на основании п. 20 Инструкции. Например: педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». С текущего учебного года он по совместительству стал работать педагогом дополнительного образования без квалификационной категории. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории по должности «Педагог дополнительного образования» на основании данного пункта.

Третий этап – изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитической информации о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист». Требования к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации обозначены в соответствующем разделе сайта.

В случае, если педагогический работник по результатам квалификационного экзамена получил отметку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится. Аттестация проводится для всех педагогических работников, в т. ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с п. 30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории на основании с пп. 20, 20-1 Инструкции. Инструкцией (пп. 22, 23) определены максимальные сроки подготовки аттестационных материалов и проведения аттестации педагогических работников. Изучение педагогической деятельности аттестуемого, подготовка аналитических материалов о деятельности аттестуемого на вторую и первую квалификационные категории, а при наличии положительных результатов квалификационного экзамена – на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» осуществляется аттестационной комиссией в соответствии со сроками, указанными в приказе руководителя организации.

 Аналитические материалы готовятся на основании: посещенных занятий (учебных, факультативных, поддерживающих, стимулирующих занятий, воспитательных мероприятий), анализа и самоанализа педагогическим работником данных мероприятий, которые позволяют оценить многие педагогические компетентности: умение отбирать содержание образования, ставить цели педагогической деятельности, осуществлять дифференцированный подход в обучении, осуществлять организацию урока на основе деятельностного подхода и др.; анализа методических разработок учебных занятий и факультативных материалов к ним. Данные материалы являются источником информации для оценки умений планировать собственную деятельность в направлении отбора содержания, организации деятельности обучающихся, постановки целей и задач и др.; результатов учебной деятельности обучающихся, их динамики, анализа результатов мониторинга качества образования. В качестве показателей для анализа могут выступать: успеваемость обучающихся, в  том числе в сравнении с предыдущими годами, данные самоконтроля учреждения образования, результаты адаптационных периодов, контрольных срезов, уровень социализации учащихся и др.; участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах, проектах и т. п. Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении педагогического работника учитывать индивидуальные образовательные интересы обучающихся, повышать их мотивацию. Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность; анализа имеющихся поощрений и наказаний (уточняется по записям в трудовой книжке, личном деле). Данный показатель может позволить повысить объективность оценки профессиональной деятельности аттестуемого; результатов оценки собственной педагогической деятельности педагогического работника. Самооценка, наряду с оценкой аттестационной комиссии, позволяет построить собеседование с аттестуемым, выработать рекомендации по его дальнейшему профессиональному росту. Объективность самооценки педагогического работника позволяет также определить его рефлексивные способности; результатов самостоятельной работы педагогического работника по совершенствованию предметно-методической компетентности. Данные материалы позволяют оценить достижения педагогического работника в области повышения профессионального мастерства; результатов опроса воспитанников, обучающихся и их законных представителей по определению степени удовлетворенности качеством предоставляемых педагогическим работником образовательных услуг.

 При проведении аттестации в учреждении образования следует обращать внимание на выполнение педагогическими работниками своих должностных обязанностей: проведение уроков,  самоанализ проведенного занятия.

На основании подготовленных аналитических материалов, изучения уровня профессиональной деятельности педагога готовится характеристика (раздел ), в которой содержится информация о его деловых и личностных качествах. Характеристика не должна дублировать содержание аналитических материалов.

Решение аттестационной комиссии: присвоить (отказать), подтвердить, снизить, отменить.

Решение принято: 50% проголосовало «за», присутствовало 2/3 членов комиссии. Если принято решение отказать, снизить, отменить – аттестоваться можно повторно через год