ТЕЛЕФОНЫ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»
по вопросам проведения выпускных экзаменов
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА:
8 0232 357029
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МОЗЫРСКОГО РАЙИСПОЛКОМА:
8 0236 253357

Централизованный экзамен (ЦЭ)
Централизованный экзамен представляет собой аналог выпускного экзамена, обязательного для всех 11-классников, однако его результаты могут рассматриваться и при поступлении. Допуск к его сдаче дают всем учащимся с положительными годовыми отметками по предметам ЦЭ. В противном случае выпускник получает справку об обучении.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 августа 2024 г. № 108 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году» централизованный экзамен в 2025 году проводится:
по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «История Беларуси в контексте всемирной истории», «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки – 26 мая 2025 г., резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 18 августа 2025 г.;
по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 29 мая 2025 г., резервные дни – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 20 августа 2025 г.
ГРАФИК ЦЭ и ЦТ - 2025
График проведения ЦЭ и ЦТ в 2025 году >>> читать
Итоговая аттестация учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
РАСПИСАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
Состав экзаменационных комиссий для проведения централизованных экзаменов по завершению обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году

Выпускные экзамены 2024/2025
Итоговая аттестация учащихся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования
Расписание выпускных экзаменов по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
РАСПИСАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
Состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
Вступительная кампания в ВУЗы для выпускников 2025 года

Перечень пунктов регистрации и проведения ЦТ и ЦЭ

Спецификации экзаменационных (тестовых) работ по учебным предметам для проведения централизованного экзамена и централизованного тестирования в 2025 году

Поступление в колледжи

Советы психолога при подготовке к экзаменам
Используйте знания психологии о влиянии цвета на человека. В процессе подготовки к экзаменам желательно окружать себя предметами желтого и фиолетового цвета. Желтый цвет способствует запоминанию, а фиолетовый стимулирует интеллектуальные способности и умственную активность.
Еще один прием, который можно использовать перед экзаменом: необходимо … оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке (взяв волосы в ладошки, медленно и плавно потянуть их вверх). Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.
Также используйте возможности ароматерапии. Натуральные эфирные запахи нормализуют психическое состояние человека, уравновешивают процессы, происходящие в организме. Активизации умственной деятельности, концентрации внимания, сосредоточенности способствуют ароматы лимона, лаванды, розмарина, герани, апельсина. Снять нервное напряжение и волнение помогает смесь эфирных масел для аромалампы, состоящая из четырех капель герани, трех капель лаванды, двух капель можжевельника и одной капли тимьяна. Также успокаивающими свойствами обладают: герань, жасмин и мелисса. Расслабиться помогают ароматы базилика, лаванды, мелиссы, апельсина, розы, сандала, кедра. Снять общий стресс от переутомления поможет следующая смесь: лаванда – 4 капли, апельсин – 3 капли, герань – 2 капли, розмарин – 1 капля.
Смехом тоже можно «ударить» по стрессу. Малазийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. Во время тренинга добровольцы смеялись по несколько часов в день. В итоге сдали экзамены все без проблем. И совсем не нервничали. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно. Смех – это также отличное средство борьбы со страхом. Так что никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает Вас и во время экзамена.
Советы
Помните, что нужно стараться изо всех сил. Если вы упорно занимались и старались изо всех сил перед тестом, значит, вы уже сделали все от вас зависящее.
Когда пытаетесь ответить на специальный вопрос, подчеркните ключевые слова и цифры в самом вопросе, чтобы его было проще понять.
Не бойтесь делать записи, которые потом вам помогут. Сделайте на черновике все вычисления, которые необходимы. В некоторых вопросах вы можете заработать несколько баллов только за то, что производили нужные вычисления, даже и не дав верного ответа.
Если вам попадется вопрос, ответа на который вы не знаете, постарайтесь его угадать. Всегда лучше иметь хоть небольшой шанс дать правильный ответ, чем точно знать, что вы не заработаете ни одного балла, потому что оставили вопрос неотвеченным.
Всегда поддерживайте позитивный настрой и перед тестом прошепчите себе: «У тебя все получится!»
Ведите себя как обычно. Думайте так же, как и всегда. Не будьте чрезмерно осторожны.
Не паникуйте, это вам не поможет вообще никак. Оставайтесь спокойны и делайте перерывы в работе время от времени. Потом начинайте работать снова и добивайтесь успеха!
Вполне естественно нервничать на экзамене, в этом вы точно не одиноки.
Не жалейте о прошлом, и не думайте, что вы могли бы сделать, но не сделали. Вместо этого думайте о том, что вы делаете здесь и сейчас, на экзамене; соберитесь.
Глубоко дышите и помните… Вы не одиноки… Просто начните повторять материал за несколько дней до экзамена, потому что, если вы оставите все повторение на последнюю ночь, вы ничего не вспомните на самом экзамене.
Если разные вопросы приносят разное количество баллов, сконцентрируйтесь сначала на тех, которые оцениваются выше всего. Но с другой стороны, если вы понимаете, что не можете на них ответить, то правильные ответы на большое количество более простых вопросов тоже могут принести неплохую сумму баллов.
Всегда помните, что у вас будет второй шанс, когда свои результаты можно улучшить. Сконцентрируйтесь и распределите свою работу так, чтобы проверяющему было видно – вы знаете, что делать. Такой расклад поможет вам получить максимальное количество баллов, даже если окончательные ответы не верны.
Доверяйте своей интуиции.
Вам возможно стоит пропустить утренний кофе. Кофеин поможет вам быть более внимательным и быстрым, что в принципе хорошо вам пригодится во время экзамена. Но с другой стороны он может повысить возбудимость и нервное напряжение, чего вам следует избегать.
Попросите учителя показать вам прошлогодний тест/список заданий и вопросов. Если вы прочитаете все задания, то обычно вы может выяснить, какое время полагается на их выполнение, примерное количество вопросов/заданий и их уровень сложности, а также общие правила проведения экзамена. Это поможет вам подготовиться к сдаче самого экзамена. Но иногда вам этого могут и не разрешить.
Послушайте свою любимую песню, которая создает у вас настрой на успех. Но не забудьте спросить у своего учителя разрешение, прежде чем включать свой плеер.
Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам
Уважаемый выпускник! Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
Напряжение нарастает из-за:
высокой личной значимости будущего поступления в учреждение высшего образования – обучение в учреждении высшего образования связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.;
возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.;
неопределенности конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания;
необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе;
дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки;
постоянного накопления эмоционального напряжения – эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности;
высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания. У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.
Подготовка к экзаменам (советы детям)
Как же научиться, психологически правильно, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами.
Заблаговременно ознакомьтесь с правилами и процедурой экзамена – это снимет эффект неожиданности на экзамене.
Помните, что чем раньше Вы начнете подготовку к экзаменам, тем лучше.Важно продумать порядок подготовки, составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
Определите для себя, как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную. Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.Старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросы хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
Научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
Обязательно посетите консультацию к экзамену, приходите на нее, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.
Накануне экзамена
Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать. Ночной сон должен быть не менее 9 часов для полноценного отдыха и обновления сил.
Воздержитесь от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться.
В день сдачи экзамена важно хорошо позавтракать, аперед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.
На экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой или минеральной воды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия и натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Лучше воздержаться от употребления сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду. Немаловажным является выбор одежды для экзамена, она не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.
Перед выходом из дома проверьте все ли необходимое для экзамена вы взяли с собой (ручки, простые карандаши, ластик, линейку, циркуль), для повторения перед экзаменом можно взять учебные материалы.
На экзамене
Не пожалейте двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомните о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подышите, успокойтесь. Вот и хорошо!
Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, но для вас легче.
Прочитайте внимательно вопрос. Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условия задания «по первым словам» и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы немного успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ.
Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив ее, можно вернуться к первой.
Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку своей работы. На устном экзамене послушайте, о чем спрашивает преподаватель ваших одноклассников, вопросы могут повторяться.
Подготовка к экзаменам (советы родителям)
Оказывайте своему ребенку психологическую поддержку. Она является важнейшим фактором, определяющим успешность ребенка при сдаче экзаменов. Психологическая поддержка — это процесс, при котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ему поверить в свои способности, избежать ошибок, поддерживает в случае неудач. Поддерживать ребенка — значит верить в него.
Помните, что Ваш ребенок сдает экзамены, поэтому оградите его от своих переживаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, транслируя ему собственное состояние. Это могут быть фразы типа: «Я боюсь за тебя на экзамене, у меня на душе неспокойно» и пр. Ребенку всегда передается волнение родителей. Сами взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, а вот ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и предлагает свою помощь.Интересуйтесь у ребенка, что за сегодня сделано, легко было или тяжело, какие возникают трудности.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме Вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Не позволяйте ребенку заниматься по ночам. Заканчивать занятия необходимо не позднее 22.00. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к экзаменам. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.
Родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться своим временем и силами при подготовке к экзаменам. Вместе составьте план по подготовке. Помогите ребенку распределить темы по дням. Любые занятия по подготовке к экзаменам нужно начинать не с самого трудного, а с того, что хорошо знакомо, дает положительные эмоции и создает положительный настрой, создаст ситуацию успешности.
В выходные дни, когда Вы никуда не спешите, устройте ребенку репетицию экзамена, особенно устного. В конце проговорите с ребенком его ощущения, которые возникли при домашнем экзамене.
Дома у ребенка должно быть удобное место для занятий, возможность уединиться, а также возможность при желании прилечь, расслабиться. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал ему.
Старайтесь обеспечить ребенка полноценным питанием, которое должно быть регулярным, не менее 5 раз в день. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.
Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая, энергетиков), нервная система перед экзаменом и так напряжена. Привычка к употреблению успокаивающих или стимулирующих средств может закрепиться и способствовать формированию зависимости от искусственного стимулирования нервной системы.
Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен — это придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Помните, что перед экзаменами дети становятся особенно мнительными и тревожными, попытайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случае не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребенок сдаст не так, как Вы рассчитывали. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребенка: ты сдашь экзамены — и мы поедем отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы и т.д.