Исследовательская деятельность

Научное общество “Интеллект будущего» объединяет учащихся 5-11 классов, проявляющих особый интерес к изучению различных областей науки и техники.

Главная цель НОУ:

предоставить учащимся возможность для развития интеллектуальных способностей в самостоятельной творческой деятельности, осознания своей значимости и принадлежности к большой науке.
Задачи НОУ:
1. Формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями;
2. Развитие навыка научно исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использование полученных знаний на практике;
3. Воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
4. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
Руководит школьным НОУ учитель белорусского языка и литературы Зайцева Людмила Николаевна.
Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекций, семинаров, консультаций с научными руководителями и регламентирована нормативными документами. Разработано положение НОУ, членами которого являются учителя предметники, а также все интересующиеся и занимающиеся научно исследовательской работой учащиеся. Разработаны требования к оформлению и критерии оценки исследовательских работ.
Работа научного общества осуществляется в нескольких направлениях:
Первое направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2 аспектах:
1. отдельные задания (подготовка разовых сообщений, подборка списка литературы, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
2. работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление – групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей).

Третье направление – коллективная форма. К их числу относятся совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно – практических конференциях школы, районных и городских мероприятиях. В рамках НОУ действуют предметные секции: истории и обществоведческих дисциплин, естествознания, экологии, гуманитарная секция, которые возглавляют учителя высшей и первой квалификационной категории.

Каждый учебный год в школе проводятся научно – практические конференции учащихся. И задача педагога заинтересовать, показать преимущества различных форм и методов научно исследовательской деятельности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области, использовать полученные знания на практике.

Весьма важным этапом формирования интереса у школьников к науке является публичная защита полученных результатов и ораторское мастерство, которое является одним из критериев оценки научно-исследовательских работ.

Результатом научно-исследовательской деятельности средней школы №11 является активное участие учеников в школьных и районных научно-практических конференциях, которые неоднократно были отмечены дипломами 1, 2, 3 степени.

Подводя итог научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся средней школы №11, необходимо отметить, что администрация учреждения образования обеспечивает чёткое, своевременное выполнение запланированных мероприятий, осуществляет контроль и корректировку действий по её осуществлению, отвечает за правильное использование кадровых, методических, материально-технических и финансовых ресурсов.

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основе Кодекса Республики
Беларусь об образовании и Устава школы.
1.2. Настоящее положение определяет порядок работы, структуру, цели и
задачи научного общества учащихся (далее НОУ).
1.3. Научное общество обучающихся (НОУ) — добровольное объединение
обучающихся, которые стремятся к более глубокому познанию, достижению
в различных областях науки, культуры, к развитию творческого мышления,
интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу
к собственной деятельности, приобретению умений и навыков
исследовательской работы. Деятельность НОУ осуществляется на основе
данного Положения.
1.4. В НОУ входят учащиеся 1 – 11-х классов.
1.5. НОУ имеет свое название, страницу на школьном сайте в Интернете.
2. Цели и задачи школьного научного общества
2.1. Цель: организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
2.2. Задачи НОУ:
2.2.1. Формирование у школьников интереса к более глубокому изучению основ общественно-гуманитарных, естественных и математических наук,
научно-исследовательской работе.
2.2.2. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

2.2.3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
2.2.4. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
2.2.5. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной и исследовательской деятельности учащихся.
3. Структура школьного научного общества
3.1. Руководство осуществляет руководитель НОУ, утвержденный приказом директора школы.
3.2. Контроль за работой НОУ осуществляет заместитель директора по учебной работе.
3.3. Высшим органом НОУ является общее собрание, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание проводится в начале учебного года, на нем
выбирается Совет НОУ, утверждается план работы на год. Общее собрание утверждает кандидатуру соруководителя НОУ от учащихся.
3.4. Первичной организацией НОУ является секция. Во главе каждой секции стоят руководитель от педагогических работников школы и соруководитель
от учащихся. Соруководители секций утверждаются на первом заседании совета НОУ по предложению руководителей секций.
3.5. Руководитель НОУ, руководители и соруководители секций школьного НОУ, образуют Совет – высший руководящий орган. Заседание Совета НОУ
проводится не менее двух раза в год. Организация работы совета НОУ и решение текущих вопросов возлагается на руководителя НОУ. Руководители
секций совместно с соруководителями планируют и организуют работу секций, анализируют полученные результаты, представляют их в Совет.
Совет НОУ осуществляет общую координацию работы, обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к школьной конференции и к внешкольным конференциям различного уровня.

4. Организация работы школьного научного общества
4.1. Главным в содержании работы НОУ является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе
исследовательской работы по выбранной теме.
4.2. Каждая исследовательская или творческая работа должна соответствовать требованиям к оформлению и придерживаться плана исследовательской деятельности.
4.3. Занятия членов НОУ проводятся коллективно или индивидуально в зависимости от характера работы под руководством научного руководителя.
4.4. Выполненная работа может быть индивидуальной или групповой.
4.5. Со своими работами учащиеся должны выступить на заседаниях научных секций, в своих и параллельных классах (первая ступень защиты своего труда), а затем представить свои исследования на школьной научно-
практической конференции, являющейся итогом работы НОУ.
4.6. Научно-практическая конференция может проводиться по отдельным секциям, руководителями которых являются педагоги, или как общее
заседание с присутствием всех членов НОУ и учащихся школы.
4.7. Итогом научно-практической конференции должно быть награждение лучших учащихся дипломами и грамотами, ценными призами и памятными подарками.
5. Содержание и формы работы
5.1. Организация и проведение научно-исследовательских и проектных работ учащихся.
5.2. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.
5.3. Осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикация проектных и исследовательских работ учащихся, опыта управления и организации проектной и исследовательской деятельности).

5.4. Организация обучающих семинаров и консультаций для педагогических работников, родителей и учащихся по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся.

5.5. Проведение школьной научной конференции.

5.6. Взаимодействие с другими организациями (высшими учебными заведениями, научными обществами школ, общественными объединениями, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки)

6. Права и обязанности членов НОУ

6.1. Члены НОУ обязаны:

• активно работать в предметных секциях;

• участвовать в конференциях, самостоятельно углублять знания по избранной области науки, участвовать в их пропаганде среди учащихся.

6.2. Члены НОУ имеют право:

• работать в одной-двух предметных секциях;

• получать необходимую консультацию руководителя;

• выступать на научно-исследовательской конференции в учреждениях образования;

• представлять свою работу, получившую высокую оценку на конференции в районе, области, республике.

7. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Годовая нагрузка составляет 37 часов.

Количество обучающихся в группе – 10 человек.

I. Подготовка к проведению научного исследования предполагает несколько этапов:
1. Определение объекта и предмета исследования.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
3. Изучение научной литературы и уточнение темы.
4. Формулировка гипотезы.
5. Формулировка цели и задач исследования.
Дадим краткие определения каждого из элементов названной «системы».
Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель
проблемы — то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Предмет всегда уже объекта исследования. Именно предмет
исследования определяет тему работы.
Тема — еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Выбор
темы для многих является весьма трудным этапом. Необходимо удержаться от выбора слишком масштабных или сложных тем: они могут оказаться непосильными для раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и
такой случай, когда учащийся выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:
1. Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только
на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу
профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное
отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.
2. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к
ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный
руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной
им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее
учеником.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что
по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Так как тема — это своего рода визитная карточка исследования, важно с
самого начала правильно ее сформулировать. Формулировка темы должна
отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного,
т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень
ответственным этапом в подготовке исследования становится этап
обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность — значит объяснить необходимость изучения
данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение
актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Ак-
туальность может состоять в необходимости получения новых данных и не-
обходимости проверки новых методов и т.п. Здесь желательно кратко
осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым, и что
мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в
данной области исследования.
Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано
с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые
задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или
выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов
и эмпирических закономерностей. Таким образом, можно представить
проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего
разрешения.
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, иссле-
дователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых от-
ветственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к
определению самого понятия. Гипотеза должна удовлетворять ряду
требований:
 быть проверяемой;
 содержать предположение;
 быть логически непротиворечивой;
 соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности
явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию — определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе
разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности.
Цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише.
Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
 выявить…;
 установить…;
 обосновать…;
 уточнить…;
 разработать… .
Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов (способов достижения цели исследования).
Теоретические методы:
 моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические
действия с «заместителем» этого объекта — моделью;
 абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат — абстракцию. Процесс абстрагирования— это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);
 анализ и синтез. Анализ — это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно
помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования —
изучение специальной литературы по теории вопроса;
 восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором
этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности — но уже в мышлении.
Эмпирические методы:
 наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Наблюдения должны приводить к
результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих
предметов и явлений;
 сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;
 Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений с целью их изучения.
II. Проведение научного исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Только после
проведения всех этапов можно приступать к оформлению результатов исследования. Принято считать, что оформление — незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так.
III. Оформление результатов исследования — один из самых трудоемких этапов работы.

Дата проведения конференции: 25 января 2025 года.
ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ
выявить способных и интеллектуально одаренных учащихся VXI классов учреждений общего среднего образования;
сформировать интерес учащихся VXI классов к исследовательской и экспериментальной деятельности;
совершенствовать владение учащимися предметными компетенциями;
стимулировать методическую деятельность педагогов, поиск новых форм и методов работы.
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ
Участниками конференции могут быть учащиеся VXI классов
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТ И ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ
Заявки на участие в конференции (приложение 3) приносить можно в 1 кабинет не позднее 15.01.2025 года.
Участники конференции представляют материалы работы исследовательского характера на бумажном носителе, сопровождающиеся титульным листом, оформленным согласно приложению 3, требованиями
к содержанию и оформлению работы (приложение 1), критериями оценивания исследовательских работ и их публичной защиты (приложение 2).
Один участник имеет право представить не более одной работы.
ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Работа конференции предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности в рамках работы предметных секций.
На конференции предусматривается работа следующих секций:

астрономия и физика;

биология, химия;

информатика, математика;

русский язык и литература;

белорусский язык и литература;

иностранные языки;

география;

  история и обществоведение;

музыка, ИЗО, искусство (отечественная и мировая художественная культура), физическая культура и здоровье.

Участники конференции должны иметь при себе напечатанный экземпляр текста доклада и при необходимости мультимедийную презентацию на электронном носителе.
Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительность до 7 минут) на белорусском, русском, иностранном языках и дискуссию (продолжительность — до 3 минут).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По окончании работы предметного направления проводится заседание экспертной комиссии, на котором выносится решение о победителях. Работа участника оценивается в соответствии с критериями (приложение 5).
Участники конференции, представившие лучшие по решению предметной экспертной комиссии работы в разрезе каждого предмета, награждаются дипломами I, II, III степени (не более 50% от общего количества участников каждой предметной секции конференции).
Лучшие работы, представленные на конференции, могут быть рекомендованы оргкомитетом для дальнейшего участия в областных, республиканских и международных конференциях и конкурсах.

Приложение 1

 Общие требования по содержанию конференции исследовательских работ учащихся 5-11 классов «Интеллект будущего»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа должна иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и выводы, список использованных источников и литературы (в редакции постановления ВАК РБ от 25.06.2014 №159), приложение (при необходимости).
Титульный лист не является первой страницей работы
исследовательского характера и оформляется в соответствии с приложением 4.
Оформление работы исследовательского характера:
Текст работы печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4. Шрифт Times New Roman, размер 14 пт.
Параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки – 12,5 мм, междустрочный интервал – 1,5, поля:
слева – 30мм, справа – 10мм, сверху и снизу – 20мм.
Шрифт должен быть прямым, выразительным, чёрного цвета, одинаковым по всей работе. Допускается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях текста посредством курсивного, полужирного, курсивного полужирного выделения, подчёркивания и т.д.
Каждый структурный элемент исследования (ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ) должен начинаться с новой страницы; заголовки структурных элементов располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами.
Оглавление – с указанием страниц; текст работы выравнивается по ширине.
В оглавление должны быть включены основные заголовки работы (введение, содержание, заключение, список использованных источников, названия приложений) и соответствующие номера страниц.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой
литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

В тексте сноски обозначаются квадратными скобками с указанием в них порядкового номера источника по списку и через запятую – номер страницы, например: [43, с.91].

Объем работы  исследовательского характера не должен превышать 25 страниц компьютерного текста. Текст печатается на одной стороне страницы. Страницы нумеруются (верхнее поле, выравнивание по ширине), нумерация сквозная, при этом на титульном листе и оглавлении номера страниц не проставляются, введение начинается с третьей страницы.

Приложения могут занимать до 15 дополнительных страниц, которые должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте работы на них должны содержаться ссылки.
Защита работы – до 7 минут. Дискуссия – до 3 минут. Секции формируются по тематике поступивших работ.