Рекомендации педагога-психолога

Люди, имеющие позитивное мышление, считают, что:

• Окружающий мир устроен по законам гармонии.

• В людях больше достоинств, чем недостатков.

• В будущем обязательно произойдет что-то хорошее.

• Человек, который смотрит на нас, может думать о нас либо хорошо, либо вообще думать не о нас, а о своих делах.

• Если будешь стремиться к чему-то и много работать, обязательно этого добьешься.

Интуиция

Надо верить своей интуиции. В момент рождения человек приобретает не только право на жизнь, но и право на целостное внутреннее самоощущение, или, как часто говорят, «образ Я». Основное различие между людьми заключается в том, что один верит своей интуиции, своему «образу Я», а другой не верит. Один помнит свое «озарение», а другой забывает. Наконец, один начинает строительство себя и своей жизни в соответствии со своим «образом Я», а другой отказывается от этого, совершая предательство самого себя.

Главное — цель!

Жизненный план должен содержать:

• генеральную цель жизни, выраженную в духовной ценности («делать людям добро», «реализовать свой талант» и др.);

• осознание способа достижения («через преодоление», «только чистыми руками», «при помощи интенсивного труда» и пр.);

• трезвую оценку своих ресурсов («что я могу сейчас») и средства развития самого себя для увеличения собственного потенциала («что я смогу в будущем»);

• устойчивую веру в то, что рано или поздно поставленная цель будет достигнута;

• понимание необходимости отказа от соблазнов, не приводящих к цели, и концентрации своей активности в одном направлении;

• развитие в себе умения привлекать единомышленников — тех, кто также стремится к достижению этой цели.

Цели должны быть реальными!

• Трудное сделайте привычным, привычное — легким, легкое — приятным.

• Проявляйте настойчивость. Не сдавайтесь за шаг до победы!

• Титул чемпиона не завоюешь, если будешь делать только легкие упражнения.

• Сначала мы формируем свои цели, а потом наши цели формируют нас.

• В трудной ситуации, когда не знаете, что лучше предпринять, обратитесь за помощью к голосу собственного разума, своей интуиции.

• Планируйте вашу жизнь от настоящего к будущему и от будущего к настоящему.

Верь в себя!

Имея веру в самого себя, человек может достичь всего, чего захочет.

• Только сам человек может помочь себе в трудную минуту.

• Только сам человек может преодолеть собственные слабости и страхи.

• Только сам человек лучше всех окружающих людей знает самого себя.

• И если все же есть сомнения, человек должен внушить самому себе: «Все получится!»

Воля!

Одаренность человека проявляется в двух формах: в наличии ярких специальных способностей и развитой воле, при помощи которой он преодолевает препятствия на своем жизненном пути, а также собственные слабости и несовершенства.

Можно сказать так: воля и целеустремленность — это главные условия успеха в жизни. Более того, человек ярко и незаурядно проявляет себя как раз в преодолении — обстоятельств и самого себя. Посмотрите: любая яркая фигура — успешный бизнесмен, менеджер, поэт, художник, артист — это человек, имеющий прежде всего сильный и волевой характер.

  1. Садись за уроки в одно и тоже время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Сотри со стола пыль.
  5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
  6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник полодии на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
  9. Убери со стола все лишнее.
  10. Пришло время начать работу. Сядь на стул удобно. Открой учебник…

1) ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ – самый простой, но и самый важный. Люди плохо запоминают прочитанное потому, что «они слишком мало думают сами», считал немецкий писатель Георг Лихтенберг. Чем глубже вы осмыслите запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохранится у вас в памяти. 

2) ЗАКОН ИНТЕРЕСА. «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом», — писал Анатоль Франс. Интересное запоминается легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий, — включается непроизвольное запоминание. 

3) ЗАКОН ПРЕДЫДУЩИХ ЗНАНИЙ. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились. И вот в процессе чтения образуются связи между знаниями накопленными и новыми – идет запоминание. 

4) ЗАКОН ГОТОВНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ. На получение какой информации вы настраиваетесь – такую и получите из текста. То же относится к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время. 

5) ЗАКОН АССОЦИАЦИИ описал еще в IV в. до н.э. Аристотель. Представления, возникшие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли (или о содержании того, что вы, находясь в ней, прочли – а это вам и надо). 

6) ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ. Алфавит легко произнести в обычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку. 

7) ЗАКОН СИЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого. 

8) ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую. Лучший способ забыть только что запомненное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Отсюда рекомендации для школьников – не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном.

Если Вы решили участвовать в олимпиаде, значит, у Вас есть какая-то цель! И, скорее всего, Вам хочется попробовать свои силы, стать призером или победителем!  Значит, самое главное у Вас уже есть – есть мотивация — желание и знание, зачем Вы хотите это сделать.

 Вам понадобится убежденность – тот положительный опыт достижений, накопленный Вами раньше.
   У Вас есть ожидания – предвкушение изменений в Вашей жизни, того, что Вы почувствуете, когда достигнете планируемого результата.

   Вам также необходимы действия, позволяющие развивать:

• память, внимание, мышление, речь,

• креативность,

• стрессоустойчивость.

 И, наконец, настойчивость – умение и привычка доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней.

Вот несколько рекомендаций, повышающих Ваши шансы на пути достижения поставленной цели:
1. Полноценно отдыхайте. Запомните – вечер, проведенный перед монитором или телевизором — это не отдых!
2. Займитесь спортом – физическая активность отлично снимает напряжение и тревоги.
3 Высыпайтесь – хороший сон является верным средством от переутомления нервной системы, следовательно, Ваши память, внимание и мышление будут на высоте!

4. Следите за своим дыханием, оно не должно быть поверхностным!

   Это упражнение можно делать в любом месте. Сядьте удобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

    Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

    Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение.

Советы психолога как подготовиться  к олимпиаде

Подготовка к олимпиаде

— Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

— Составь план занятий. Для начала определи: кто ты -«сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

— Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть все . Полезно структурировать материал за счет составления планов . Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

— Готовясь к олимпиаде, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

— В последний день перед олимпиадой вновь повтори ранее изученный материал, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне олимпиады

— С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь олимпиада-это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

— В пункт проведения олимпиад ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала.

Во время олимпиады

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени недолжны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как написать ответ на вопрос, перечитай вопрос и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем.

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой -то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что задания олимпиад рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.