Родительский университет

Тематическое планирование родительского университета

на 2024/2025 учебный год

Примерно с 13 лет подростки начинают задавать себе основоположные вопросы «кто я?», «какое мое место в этом мире?», «чем я хочу заниматься в жизни?» и т.д. Вкупе с активными физиологическими и гормональными перестройками это накладывает серьезный отпечаток на психологическое состояние, поэтому родителям очень важно не упустить этот период и заняться воспитанием.

У подростков в той или иной мере независимо от воспитания в более раннем возрасте наблюдаются следующие проявления:

  • Резкая смена настроения и эмоциональные колебания, которые могут быть спровоцированы любым, даже самым незначительным событием.
  • Повышенная потребность в признании посторонних и чувствительность к негативной оценке с их стороны.
  • У подростков часто можно увидеть категоричность в суждениях и отторжение советов от взрослых. Их трудно переубедить, если они сформировали определенную точку зрения на происходящее.
  • Чрезмерная самоуверенность и даже самонадеянность в действиях.
  • Противоречивость. Подростки, чувствуя себя ранимыми, показывают свою независимость, а с комплексами и застенчивостью пытаются бороться напущенной развязностью.

Совсем необязательно, что у вашего подростка будут наблюдаться все вышеперечисленные особенности мировосприятия и поведения. Каждый человек индивидуальность и у каждого будет преобладать свой набор психологических особенностей, с которыми нужно уметь правильно работать.

Для родителей это совсем не означает, что нужно предпринимать определенные шаги и действия, просто нужно научиться быть гибкими, понятливыми и более любящими, чтобы подросток прошел процесс своего становления как личности без психологических травм.

Наиболее частые нарушения поведения у подростков

  1. Нарушение поведения – реакция отказа.

Главные причины нарушения:

1.Противодействие родителей в общении со сверстниками, реально или предположительно оказывающих на них отрицательное воздействие.

2. Смена ребёнком места учёбы, особенно без его на то желания. Резкая смена стиля отношений и поведения в учебной среде, запрещение или объективное отстранение от занятия любимым делом и т.д.

3. Адаптация подростка в новой учебной группе.

Формы проявления: Отказ от общения, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей или уроков. Подавленность, печальность, уход от общения со сверстниками и педагогами, нежелание идти на контакт.

Основные направления помощи: Необходимо наблюдать за внешними поведенческими проявлениями подростка. Важно найти те формы взаимодействия с подростком, которые будут эффективны.

  1. Нарушение поведения – реакция протеста (оппозиция).

Главные причины нарушения: Стремление привлечь к себе внимание родителей, заставить полюбить себя. Негативное поведение у подростка доминирует по той причине, что в семье для него нет примера позитивных форм поведения.

Формы проявления: Обычно в конфликтных ситуациях происходит ущемление самолюбия подростка, по его мнению, требования необоснованны и наказания неправомерны как со стороны родителей, так и учителей.

Реакция протеста может быть как активной, так и пассивной.

Пассивной форме свойственна замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата благоприятного эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Зачастую при общении подросток может демонстративно молчать, при этом, не проявляя явных признаков агрессивности и не проговаривая причин своего недовольства, что может значительно осложнить процесс выявления реальной причины такого поведения и налаживание комфортных взаимоотношений.

Реакция активного протеста проявляется в виде непослушания, грубости, вызывающего, даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упрёки, оскорбления. Как правило, подобная реакция возникает по отношению к тем лицам, которые являются для них источником переживаний.

Основные направления помощи: Необходимо сформировать у подростка позитивные умения в поведении. Однако здесь без помощи семьи не обойтись. Все старания будут напрасными, если дома изменения не будут замечены и отмечены. Если ребёнок поймёт, эти новые формы поведения более приятны и полезны в завоевании любви со стороны близких и любимых ему людей.

  1. Нарушение поведения – реакция активного протеста (сопровождается двигательными «бурями»).

Главные причины нарушения: Характерна для детей, страдающих психопатией или с органическими поражениями головного мозга.

Формы проявления: В гневе они крайне агрессивны, могут ломать мебель, склонны к вербальным формам агрессии (нецензурной брани). У них проявляются и вегетативные реакции (повышается потливость, лицо краснеет, пульс учащается, дыхание глубокое и частое). Активная форма протеста может проявляться в стремлении делать назло, оговаривать человека перед посторонними или учителями, выдавать его тайны, обижать близких ему людей или любимых животных.

Основные направления помощи: Истоки формирования подобной модели поведения, как правило, кроются именно в семье подростка.

  1. Нарушение поведения – реакция протеста (уход из дома).

Главные причины нарушений: Эта форма поведения подростка наиболее типична для семей с повторными браками, а их цель – вызвать дополнительное внимание и проявление любви со стороны родного родителя. Главная причина такого поведения подростка – стремление привлечь к себе внимание родителей, заставить полюбить себя, негативное поведение у подростка доминирует по той причине, что в семье у него нет примера позитивных форм поведения.

Формы проявления: Они, как правило, не уходят далеко из дома, стараются попадать на глаза знакомым, чтобы на него обратили внимание и вернули домой. В поведении подростков из таких семей может проявляться демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, шокировать своим поведением. В таком состоянии подростки, особенно мальчики, склонны к употреблению алкоголя, прогулам занятий, изменению своей внешности.

Основные направления помощи: Необходимо сформировать у подростков позитивные умения в поведении, сформировать стойкие умения и позитивную мотивацию. Однако и здесь без помощи семьи не обойтись. Все старания будут напрасными, если дома изменения не будут замечены и отмечены. Если ребёнок  поймёт, эти новые формы поведения более приятны и полезны в завоевании любви со стороны близких и любимых ему людей.

  1. Нарушение поведения – реакция имитации.

Главные причины нарушений: Стремление подражать кому-либо.

Формы проявления: Появление у подростка немотивированной скрытности, лживости, неадекватности поступков.

Основные направления помощи: Особую сложность для проведения коррекционной работы вызывают те случаи, когда подросток выбирает для подражания негативный опыт поведения реального человека из близкого социального окружения. Это может быть взрослый или сверстник с пристрастиями к алкоголю, с криминальным прошлым. Как правило, подросток привлекает в компанию своих друзей, красочно описывая все прелести своего общения с таким «другом». Под негативное влияние попадают не только дети из социально-проблемных семей, но и подростки из вполне благополучных семей.

Как правило, у подростков ещё нет стойкой нравственной позиции, и если родители не уделяют должного внимания её формированию, то эту нишу обязательно кто-то заполнит. Для отрицательного лидера главная задача — дискредитировать родителей и учебное заведение.

  1. Нарушение поведения – реакция группирования со сверстниками.

Главные причины нарушений: Стремление группировки со сверстниками весьма присуще для детей подросткового возраста. Это объясняется психологическими особенностями данной возрастной группы. Как правило, в группе появляется лидер, который может быть как позитивным, так и негативным.

Формы проявления: Для групп с асоциальным лидером свойственна активная противоправная и криминальная деятельность с вовлечением в свои ряды максимального количества членов. Подобная подростковая «организация» всячески стремится сделать свою деятельность привлекательной, внешне красивой, используя для этого яркую символику.

Основные направления помощи: Привлечь подростка к общественно приемлемым формам взаимодействия. Здесь огромные возможности кроются в создании различных подростковых клубов, кружков по интересам, общественных организаций.

  1. Нарушение поведения – невротические состояния..

Главные причины нарушений: Возникает вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерными физическими и интеллектуальными нагрузками. Особенно явными эти состояния становятся в период сессии, итоговых контрольных работ и, как правило, ими страдают дети, не равнодушные к результатам учёбы и имеющие дополнительные учебные нагрузки (музыка, иностранные языки, и т.д.). стимулами появления неврозов могут быть и разлады в семье, разводы, пьянство родителей.

Формы проявления: Симптомами появления невротических состояний является повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, утомляемость ребёнка, вялость, сонливость, пассивность как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Проявлением неврозов может быть речевая патология (заикание, временная немота), нарушение сна, повышенная возбудимость, энурез.

Основные направления помощи: Выявление у ребёнка подобных признаков является сигналом для врачебного вмешательства.

Типы конфликтов и способы их преодоления

  1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия.

Подросток уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Ведёт себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, – все забывает, разбрасывает вещи и т.д. В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства.

Рекомендации родителям:

  • осознайте противоречивость своих чувств;
  • погасите в себе недовольство и раздражение;
  • объективно оценивайте достоинства и недостатки подростка;
  • сбалансируйте систему обязанностей и прав.
  1. Диктатура родителей.

Диктатура в семье – это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. Подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. Требования сочетать с доверием и уважением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью. Ребенок лишен права выбора, мнения, голоса и живет по принципу: «кто сильнее, тот и прав».

Рекомендации родителям:

  • не входите в комнату без стука или в отсутствие хозяина;
  • не трогайте личные вещи;
  • не подслушивайте телефонные разговоры;
  • оставьте за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д.;
  • не наказывайте физически, не унижайте.
  1. Мирное сосуществование – открытый конфликт.

Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. Никто не переступает запрет. У каждого свои успехи, проблемы, победы. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент – беда, болезнь, трудности, – когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Рекомендации родителям:

  • поменяйте тактику общения;
  • установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка;
  • помогите ему участвовать в жизни семьи;
  • создайте семейный совет, на котором бы решались многие проблемы всей семьи.
  1. Конфликт опеки.

Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки здесь безынициативны, покорны, подавлены. Впоследствии ребенок командует родителями, заставляя, как это было раньше, выполнять все свои желания. Но «деспотизм» подростка встречается редко. Чаще это чересчур послушный ребенок. В итоге – протест. Причем форма протеста может быть разной – от холодной вежливости до активного отпора. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет.

Рекомендации родителям:

  • постарайтесь изменить свое поведение;
  • не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму;
  • не требуйте от ребенка правильных поступков, примите его таким, какой он есть;
  • помогайте, но не решайте за него все проблемы;
  • стимулируйте общение ребёнка со сверстниками;
  • дозируйте опеку, похвалу и порицание.
  1. Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия».

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Постоянно требуют от ребенка совершенства. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их.

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни (суицид). Или же всё как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость – грубостью, на злорадство – злорадством и т.д.

Рекомендации родителям:

  • измените отношение к своему ребенку;
  • станьте терпимее к недостаткам подростка;
  • восстановите доверие и уважение ребенка к самому себе;
  • найдите и развивайте в ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре;
  • не унижайте, а поддерживайте;
  • не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, «холодной» войны;
  • уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает;
  • поймите, что ему трудно.

Оптимальный тип семьи – партнерство.

  • не ограждайте ребенка от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Делайте это прямо, смело, давая доступные разъяснения;
  • не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами;
  • все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех;
  • равномерное участие во всех советах, решениях семьи;
  • ограничения и поощрения обсуждаются вместе, ребенок тоже высказывает свое мнение.

Профильное обучение

Проблема профильной дифференциации обучения является одной из ключевых в контексте развития современных образовательных систем.

Совершенствование образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования связано с построением содержания образования на основе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности.

Раздел содержит актуальный материал по проблемам допрофильной подготовки и профильного обучения, а также анализ опыта реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в системах общего (основного) образования разных стран мира.

Образовательный процесс в вопросах и ответах «шпаргалка для родителей»

Что такое профильное обучение?

Профильное обучение позволяет наряду с получением учащимися общего среднего образования (базовый уровень) обеспечить изучение некоторых учебных предметов на повышенном уровне. Цель профильного обучения – создание условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Что такое базовый уровень изучения учебного предмета?

Базовый уровень изучения учебного предмета – это тот обязательный минимум содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, общей культуры, мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

Что такое повышенный  уровень изучения учебного предмета?

Повышенный уровень изучения учебного предмета ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения.

Что такое допрофильная подготовка?

Допрофильная подготовка осуществляется в V – IX классах. Это система мер позволяющих учащемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности и направления профильного обучения.

В каких классах будет введено профильное обучение?

Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.

Чем отличается учебный процесс в профильных и обычных классах?

Профильное обучение сочетает в себе изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий – в основном в шестой школьный день.

Во всех ли учреждениях образования будут открыты профильные классы?

Профильные классы могут быть открыты только в тех учреждениях образования, в которых соблюдены все необходимые условия для обеспечения качественного функционирования профильных классов.

Какие условия необходимы для открытия профильного класса?

  1. заявления законных представителей учащихся (родителей) с просьбой о зачислении в профильный класс в количестве необходимом для открытия класса (группы);
  2. наличие в учреждении образования необходимых кадровых,  материально-технических и учебно-методических ресурсов:
  • педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
  • современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
  • наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др.;
  1. организационные возможности учреждения образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов, режим работы учреждения образования, сменность занятий и др.);
  2. наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

Что будет с учащимися X, XI классов, не попавшими  либо не изъявившими желание обучаться в профильных классах?

Таким учащимся будет предоставлена возможность изучать все учебные предметы на базовом уровне.

Все ли дети смогут обучаться в профильных классах?

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Что такое профильные классы профессиональной направленности?

С целью развития у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью в учреждениях образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).

В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» рассматривается возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления